Что это такое электронная подпись и как ее получить
Для
части ИП и компаний электронная подпись — не только удобный инструмент для
работы, но и необходимость.
§ Плюсы использования электронной подписью (ЭП) для ИП и организаций:
ü экономя времени и расширение географии бизнеса;
ü отлаженный электронный документооборот внутри компании
и с внешними партнерами;
ü простота и скорость сдачи отчетности в контролирующие
органы: не придется ехать в учреждения лично или переживать о том, дойдет ли
письмо;
ü получение расширенного набора государственных услуг на
порталах федеральных и региональных органов власти (без ЭП не получится через
интернет сдать статистическую и бухгалтерскую отчетность, подать декларации,
участвовать в электронных торгах).
§ Электронная
подпись — это набор символов, в которых зашифрована информация о ее владельце.
Такую подпись прикладывают к электронному документу, чтобы подтвердить его
авторство, обеспечить конфиденциальность, юридическую значимость и целостность
(изменить или подменить документ, скрепленный ЭП, уже не получится). Все это
позволяет использовать электронную подпись удаленно, в режиме онлайн, чего не
сделаешь с подписью рукописной.
Например, договоры,
акты или счета-фактуры с ЭП, отправленные онлайн, имеют такую же юридическую
силу, как и бумажные, собственноручно подписанные документы.
§ ЭП обязательна для крупных компаний (100 и более
работников) и всех плательщиков НДС. Они сдают налоговую отчетность только в
электронном виде, приложив к документам усиленную квалифицированную электронную
подпись. В ПФР и ФСС установлен более низкий порог для численности работников.
Если в компании более 25 человек, сдавать отчетность в эти фонды придется
только в электронном виде и с квалифицированной усиленной ЭП.
§ Электронные подписи бывают трех видов:
1. Простая ЭП - это комбинация из логина и
пароля. Она подтверждает, что документ
подписан конкретным лицом. Такую подпись могут получить физические лица и ИП.
2. Усиленная неквалифицированная ЭП свидетельствует о том, что документ после подписания не менялся.
3. Усиленная квалифицированная ЭП - самая защищенная
разновидность ЭП. Юридически эквивалентна собственноручной подписи и печати на
бумажном документе.
Если Вы ИП или владеете компанией, то
Вам, в зависимости от сферы, в которой ЭП будет использована, потребуется одна
из разновидностей усиленной подписи.
Для сдачи отчетности в Росстат, ФНС, Пенсионный и другие внебюджетные фонды потребуется самая защищенная — усиленная
квалифицированная подпись.
Для участия в электронных торгах, заключения сделок с клиентами и
партнерами, электронного документооборота внутри компании
подойдет и усиленная неквалифицированная ЭП.
Частью услуг на Едином портале госуслуг предпринимателям можно воспользоваться с помощью простой электронной
подписи.
|
Вид подписи
|
Где и как получить ЭП
|
1
|
Простая ЭП
|
Подходит только для ограниченной работы на портале госуслуг.
Срок действия простой подписи - пожизненный. Получить такую подпись
можно в МФЦ бесплатно по паспорту и СНИЛС.
·
Заполните
заявление и Вам выдадут ЭП в тот же день.
·
Получите
бумажное уведомление, содержащее логин и пароль.
·
Введите их в
личном кабинете на сайте госуслуг и измените по своему желанию.
|
2
|
Усиленная ЭП
|
Подходит для
участия в электронных торгах, внутреннего документооборота организации (ИП),
для отправки электронных документов из одной компании (ИП) в другую.
·
Срок действия усиленной ЭП — 1 год.
·
Стоимость услуги
варьируется от 1500 рублей.
·
Подпись записывается на
флешку или другой накопитель и его
придется вставлять в компьютер каждый раз, когда надо подписать бумаги.
·
Получить ее можно в
специализированных государственных или коммерческих структурах — в удостоверяющих центрах (УЦ), аккредитованных Минкомсвязи России. А
программное обеспечение, необходимое для работы с ней, сертифицирует ФСБ.
|
3
|
Усиленная квалифицированная ЭП
|
Самый полный аналог личной подписи и печати компании. С ней можно всё:
отправлять любую отчетность в госорганы, подписывать договоры и даже
участвовать в системе госзакупок.
·
Срок
действия подписи — 1 год с момента изготовления.
·
Стоимость
услуги от 2 000 рублей.
·
Выдают в
аккредитованном удостоверяющем центре.
·
Список
документов для получения усиленной квалифицированной ЭП:
o Для
физических лиц:
ü Паспорт;
ü СНИЛС;
ü возможно ИНН.
o Для
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (берите с собой оригиналы или нотариально
заверенные копии):
ü свидетельство или уведомление о госрегистрации;
ü устав (для юрлиц);
ü выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (со сроком давности не более
30 дней);
ü ИНН;
ü Паспорт;
ü СНИЛС того лица, на чье имя изготавливается
ЭП;
ü нотариально заверенная копия приказа о назначении
руководителя или доверенность на работника, заверенная подписью руководителя
и печатью (для юрлиц).
·
После
заполнения заявления и оплаты услуги, Вам выдадут сертификат и ключи
усиленной квалифицированной ЭП.
·
Их запишут
на электронный носитель — токен,
карту памяти или флэш-накопитель (можно принести свои). Этот носитель
присоединяется к компьютеру каждый раз, когда Вам нужно применить ЭП.
|